Previous Entry Share Next Entry
"Манон" - дубль 2
3
divanna

Артисты считают, что второй спектакль всегда более трудный, чем первый, и чаще всего получается хуже. Но об этой «Манон» можно сказать всё с точностью до наоборот. Для обоих - Даши Павленко и Николая Цискаридзе этот спектакль был вторым после их дебютов. Времени на репетиции было всего три дня, и это при отсутствии сценических и оркестровых. Последнее не преминуло сказаться на спектакле – оркестр, которым управлял оперный дирижер Сергей Калагин, играл в медленном темпе, вполне соответствующем опере, но не балету, отчего многие сцены были замедлены, и лишь мастерство артистов спасало их от провисания. Но зато, эти тягучие моменты дали возможность в полной мере развернуться драматическому таланту и Николая, и Даши, от чего спектакль предстал настоящей драмой, рассказанной посредством мимики, жестов, движений тела – танца. Эмоциональное напряжение настолько возросло к концу, что когда закрылся финальный занавес, трудно было даже сразу аплодировать, а многие, сидящие вокруг меня, люди утирали слёзы. Это было потрясающе!

 

Из Даши получилась славная Манон, в меру гордая и наивная, с аристократическими замашками. Хотя в первой картине она, пожалуй, даже переигрывала в этой наивности. В сцене в спальне можно было задуматься о «вероломстве» этой души, когда она только что с жаром выпрашивала у своего возлюбленного ласки и последний поцелуй, но как только он ушел, не заставила себя слишком долго уговаривать и с готовностью отдала себя другому за брюлики, меха и шелка. Сделала это легко, словно девочка, которая пока ещё лишь играется, совсем не знает жизни и глубоких чувств. Мне кажется, она так и не полюбила де Грие с той же силой, с которой любил её он. Но в образе, что создала Даша, совсем не было того неуместного отчаяния и капризности, что демонстрировала Ирма месяц тому назад. Для меня ее образ пересекается с Эммануэль, философией которой была физическая любовь, как таковая – ко всем, почти к каждому: живи, радуйся, получай наслаждение, не должно быть чувственной зависимости от другого человека, никаких обязанностей и обязательств, никаких жертв. Любовь – как игрушка.

 

Контрастом этому, в общем-то, чистому в своей искренности чувству, подается образ де Грие. Для него любовь, постигшая его с первого взгляда, всё, ради чего стоит жить. Он также юн, чист душой и искренен в своих чувствах, как Манон, просто его любовь другая. Если для нее могло бы стать девизом - «если мне будет хорошо, то и всем окружающим то же», то для него только так – «мне будет хорошо только тогда, когда будет хорошо ей». И если вероломство Манон здесь чистое в том смысле, что непредумышленное, то для де Грие оно не понятно вообще, воспитание у него другое. Он может пойти на обман или убийство только из-за нее, а не корысти ради, и  всегда будет стремиться к счастливому будущему вдвоем.

 

За всеми этими рассуждениями я отвлеклась немного от самого балета, но именно он и те образы, которые нам предложили артисты, сподвигли меня на это. Мне хочется передать, насколько это возможно, свои ощущения.

Мне очень нравится образ де Грие – Цискаридзе. Нравится в своём развитии – от молодого человека, не знающего, можно сказать жизни, который впервые увидел «чудо» в лице Манон, тут же в неё влюбился и, казалось, поймал свою «синюю птицу». В сцене в спальне он пылкий влюблённый, обволакивающий её нежностью, осыпающий ее страстными поцелуями, готовый всю жизнь носить на руках. Но потом, сталкиваясь с ее изменой, попадая в бордель и переживая потрясение от увиденного, совершает первое своё преступление – жульничает в игре. Делает это наивно и честно, если можно так сказать. Он её по-прежнему любит и страдает от её невнимания, умоляет о любви. Уже в следующей сцене он предстает возмужавшим, понимающим, что перед ним не совсем тот идеал чистейшей души, что он себе придумал, пытается заставить Манон расстаться с «осколками» прошлого, злиться на ее проявившуюся корыстность. И совсем уже другой он в третьем акте – вдруг выросший, повзрослевший, помудревший, ставший мужем-отцом своей опекаемой любимой-дочери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все эти метаморфозы происходят за два часа спектакля – в мимике, в жестах, в танце, во внешнем виде, почти неуловимо, но зримо ощутимо.

 

Технически этот спектакль был также гораздо лучше первого, дебютного для Цискаридзе. Хотя в первой вариации были некоторые помарки, а в дуэте в спальне ошиблась Даша, это ни в коей мере не испортило общего впечатления. Особенно замечательно у Николая прошла «вариация Отказа» в сцене в борделе и завершающий дуэт – великолепно сделанный технически и артистически.

 

 

Кстати, сказать, в этом спектакле не обошлось без неожиданностей: после драки в борделе, кто-то оставил шпагу на сцене. Она могла стать поиситне роковой уже в следующий момент, но Николай настолько естественно обыграл эту деталь, подняв её с пола и отнеся к сумке, в которую он складывал рубашки, что незнакомому с балетом человеку, не пришло бы в голову, что шпаги не должно быть на сцене. К слову, мизансцены со сборами вещей для побега, когда Манон, сидя на кровати, бросает де Грие рубашки, а он запихивает их в саквояж, в той версии, что обычно идёт на сцене Маринки, нет. Это было «украдено» Николаем у Гиллем. Второй нюанс – когда в борделе ухажор Манон принимает де Грие за официанта и просит принести ему вина – был придуман Цискаридзе к первомайскому спектаклю. Вот это то, почему эти спектакли можно смотреть помногу раз – в них всегда может обнаружиться что-то новенькое и неожиданное.

 

Кратенько о двух других героях. Брата Манон – Леско танцевал Андрей Баталов. Он невысок по сравнению с Николаем, что создавало любопытный контраст. Он был очень хорош в «пьяном виде» в борделе, классно прыгал и падал "замертво". В этой сцене вместе с ним мне понравилась и Екатерина Осмолкина, которая, вместо обещанной Желонкиной, танцевала его любовницу. И всё же, я отдаю предпочтение Наташе Сологуб в этой роли. Хотя Осмолкина получилась прямо-таки настоящей проституткой, без какого-либо намёка на хорошее воспитание. А моя подруга, смотревшая Манон впервые, из-за её поведения и украшавших её платье монеток, приняла её за цыганку.

 </o:p>

В заключении подвешиваю к этому рассказу мини-интервью Цискаридзе, опубликованное накануне 1 мая в TimeOut – Санкт-Петербург (Вопросы Анны Гордеевой).

 

Как вам кажется, «Манон» - это сентиментальная или романтическая история?

Как написал аббат Прево, это поучительная история. Это драмбалет, и если что-то и делает спектакль сентиментальным, то это музыка Массне. Она не писалась специально для балета, там использованы сцены из опер, романсы, которые настолько популярны, что кажется, будто это сентиментальная музыка. На самом деле - абсолютно нет.

 

Что самое трудное для вас в этом спектакле?

Любой спектакль для меня делится на две части - на часть техническую и на мою роль. В «Манон» самое сложное - роль. В спектакле три акта, а роль кавалера де Грие обозначена небольшими мазками. Так поставлена партия - а мне хотелось, чтобы было то, что написано у аббата Прево. Ведь «Манон» - это книга прежде всего о нем, а не о ней. «История кавалера де Грие - и - Манон Леско». Еще трудность была в том, что перед Мариинским фестивалем, когда я впервые исполнил эту роль, было очень мало времени для подготовки.

 

Какую книжку читает ваш герой - выпускник философского колледжа - перед тем, как встречается с Манон и вся жизнь его идет вразнос?

Библию. Я попросил Библию.

 

Чем отличается работа в Мариинке от работы в Большом?

Для меня ничем, абсолютно ничем. Только другие педагоги - но не качеством, а именно фамилиями, другие люди. Я не чувствую себя в Мариинке инородным телом. Ко мне привыкли, и я привык, мне там хорошо. Единственное, я тоскую по своему дому, я очень домашний человек.

 

Что еще вы планируете станцевать в Мариинском театре?

Очень многое, но ничего не скажу. Я суеверен.


  • 1

Ох, спасибо, спасибо!

Ради этого спкектакля я чуть было не изменила своим привычкам дважды на одно и тоже не ходить. Но все-таки не изменила, а сейчас вас почитала и даже пожалела, что не пошла втрой раз смотреть "Манон"

Спасибо!

(Anonymous)
Арина, огромное Вам спасибо за подробный рассказ и прекрасные фотографии! Всегда с удовольствием и интересом читаю Вашу страничку. Еще раз СПАСИБО!
Ира.

Как бы это не было парадоксально для меня самого в первую очередь, но я с вами соглашусь! Цискаридзе мне понравился. И пусть в его исполнении было очень много техническтх огрехов,но подача была настоящая... можно сказать мужская!

У вас же актёрское мастерство - любимый предмет, не так ли?

  • 1
?

Log in